Принципиально новый порядок учета НМА: новые счета, ИТ-инвентаризация, условия контрактов
Нa гoсудaрствeннoм урoвнe пристaльнoe внимaниe oбрaщeнo нa услoвия сoздaния, приoбрeтeния, испoльзoвaния и учeтa исключитeльныx и нeисключитeльныx прaв нa рeзультaты интeллeктуaльнoй дeятeльнoсти (РИД). Пoжaлуй, сaмый зaмeтный для того учрeждeний этaп прoвoдимoй в этoм нaпрaвлeнии рaбoты – внeдрeниe с 2021 гoдa нoвoгo фeдeрaльнoгo стaндaртa «Нeмaтeриaльныe aктивы» и слeдующиe зa сим измeнeния в пoрядкe учeтa НМA (Фeдeрaльный зaкoн oт 8 дeкaбря 2020 г. № 399-ФЗ «O внeсeнии измeнeний в стaтью 5 Фeдeрaльнoгo зaкoнa «O нaукe и гoсудaрствeннoй нaучнo-тexничeскoй пoлитикe» и стaтью 103 Фeдeрaльнoгo зaкoнa «Oб oбрaзoвaнии в Рoссийскoй Фeдeрaции», Фeдeрaльный зaкoн oт 22 дeкaбря 2020 г. № 456-ФЗ «O внeсeнии измeнeний в чaсти втoрую и чeтвeртую Грaждaнскoгo кoдeксa Рoссийскoй Фeдeрaции и признaнии утрaтившими силу зaкoнoдaтeльныx aктoв (oтдeльныx пoлoжeний зaкoнoдaтeльныx aктoв) Рoссийскoй Фeдeрaции».)
Тeпeрь к нeмaтeриaльным aктивaм относятся повально права пользования – и исключительные, и неисключительные. И все они должны учитываться возьми балансе. Права, полученные в пользование, которые до самого этого учитывались на забалансовом счете 01, нужно «возбудить» на баланс. И балансовых счетов для учета НМА значит больше: в Инструкцию N 157н внесены изменения, которыми расширена аналитика счетов 102 00 «Нематериальные актив», 104 00 «Амортизация», 106 00 «Вложения в нефинансовые авуары», 114 00 «Обесценение нефинансовых активов», веден нулевый субсчет 111 60 «Права пользования нематериальными активами». Под лад, если исключительное право на НМА принадлежит учреждению, его нужно по-прежнему отражать на счете 102 00, а неисключительные карт-бланш пользования НМА теперь подлежат учету возьми счете 111 60.
Обратите внимание, что к объектам НМА, учтенным словно на счете счете 102 00, так и нате счете 111 60, относятся активы со сроком полезного использования сильнее 12 месяцев. Для неисключительных прав ра этот срок по состоянию на 1 января 2021 годы должна комиссия по поступлению и выбытию активов, проанализировав опцион договоров, по которым учреждение получило соответствующее ей-же-ей пользования. И если оставшийся срок полезного использования определен комиссией по образу 12 месяцев и менее, «поднимать» такие неисключительные власть на балансовый счет 111 60 нет оснований – их себестоимость должна быть списана с «забаланса» и отнесена нате финансовый результат по счету 401 20. Подробнее об всем этом и пошаговая инструкция по переносу объектов НМА с «забаланса» возьми баланс, – в нашем специальном Обзоре.
Подчеркнем: основанием в духе для отнесения или переноса НМА получи и распишись счет 102 00 или 111 60, так и во (избежание списания краткосрочных прав пользования может вестись только акт профильной комиссии! К вопросу о волюм, как и когда комиссия должна заняться сим вопросом, мы еще вернемся…
Важные изменения произошли и в порядке амортизации нематериальных активов. Напомним, впредь до 2020 года включительно для нематериальных активов, за которым невозможно надежно оценить срок полезного использования, в таком случае есть НМА с неопределенным сроком использования, в целях определения амортизационных отчислений сроки полезного использования устанавливался из расчета 10 планирование. С 2021 года подход изменен: НМА с неопределенным сроком полезного использования без- амортизируются вообще. Прекратить начисление амортизации нужно и в соответствии с тем НМА, по которым в 2020 симпатия начислялась исходя из 10-летнего срока полезного использования, – в случае если с 2021 года они классифицированы как объекты с неопределенным сроком полезного использования. Однако для этого нужно четко разобраться с условиями лицензионных договоров, иных документов, в основании которых получены неисключительные права.
А протоптать всю работу целесообразно в рамках IT-инвентаризации. Не больше и не меньше при инвентаризации нематериальных активов профильная комитет сможет принять решения относительно классификации имеющихся НМА, где-то их учета и амортизации. И на федеральном уровне опись имущества IT-ресурсов уже началась. Инициировало ее Власть РФ своим распоряжением, в котором рекомендовало и органам начальник субъектов РФ организовать и провести инвентаризацию IT-ресурсов в подведомственных учреждениях. Федеральные органы должны отчитаться о результатах IT-инвентаризации в стаж до 5 марта текущего года, региональные – до самого 19 марта.
Такая масштабная инвентаризация всех IT-ресурсов позволит унаследовать исчерпывающий объем сведений для проведения оценки затрат получи и распишись IT-ресурсы, а также выявить существующие недостатки в их учете и способен отправной точкой для совершенствования учета информационных систем.
А недостатков в учете результатов интеллектуальной деятельности вагон, причем начиная с этапа заключения контракта держи создание НМА. От грамотного составления контракта зависит, какими правами получи созданный НМА будет обладать заказчик и в какой мере эффективным будет расходование бюджетных средств бери оплату этого контракта. Рассмотрим на примере контракта нате создание информационного ресурса, заключенного заказчиком – органом руководство в 2021 году:
Условия контракта (ст.1296 Гражданского кодекса) |
Кому принадлежит исключительное резон на созданный объект? |
Кто сможет выезжать на чем неисключительными правами на на объект? |
---|---|---|
Словно аршин проглотил прописано, что исключительное право на учрежденный НМА будет принадлежать заказчику |
Заказчику |
Певец |
Принадлежность исключительного права не оговорена (в соответствии с умолчанию) |
Исполнителю |
Заказчик |
Исключительное право – в некотором роде (нечто права собственности на вещи в отношении результатов интеллектуальной деятельности – заключается в потенциал его обладателя по своему усмотрению воспрещать или запрещать другим лицам его употребление, при этом может быть передано не то — не то продано.
Как видим, разработчик/ исполнитель может намолотить исключительные права только в том случае, коли мы сами ему предоставляем ему такую эвенту – условиями контракта. Принимая во внимание символ веры, на которых основана бюджетная система, протори бюджета на создание НМА должны находиться (в присуствии) обусловлены необходимостью выполнения участниками бюджетного процесса (в данном случае – органа полномочия) возложенных функций/ полномочий с использованием созданных НМА и направлены получи и распишись получение активов в целях использования их полезного потенциала (billet doux Минфина России от 16 декабря 2020 г. № 02-07-10/110365). Информационные резервы и прочие РИД необходимы органам власти с целью обеспечения функций – своих и подведомственных учреждений, а благодаря чего важно, чтобы направленные на создание НМА ресурсы не были списаны «впустую». . Между тем на практике зачастую оказывается, что пренебрежительное оценка к составлению контракта приводит к тому, что потратив бюджетные чистоган, орган/ учреждение имеет лишь неисключительную лицензию, маловыгодный позволяющую ему в полной мере распоряжаться полученным РИД.
(само собой) разумеется, вовсе не значит, что орган власть всегда должен получать только исключительные власть. Но поскольку с этого года будет уделяться особое заинтересованность тому, насколько законно и эффективно расходуются состояние, предоставленные на создание нематериальных активов, так получив неисключительную лицензию нужно быть готовым подкрепить доводами причины, по которым исключительное право нате созданный актив не осталось за заказчиком — органом руководящие круги или учреждением.
Это означает, что в рамках внутреннего контроля полагается быть проведен дополнительный анализ условий контрактов, предполагающих добыча результатов интеллектуальной деятельности, чтобы четко постигать, что и на каких условиях мы в итоге будем проглатывать к учету. В любом случае с 2021 года в области контрактам, по которым предусмотрено получение РИД, трата должны привести к появлению на балансе соответствующего актива – в учете у органа полномочия/ учреждения должен появиться один из аналитических счетов счета 106 00:
Какие карт-бланш на РИД получаем по условиям контракта? |
Идеже учитываем расходы? |
Где учитываем актив а там формирования первоначальной стоимости? |
---|---|---|
Исключительное право |
|
Лоро-конто 102 00 «Нематериальные активы» |
Простая (неисключительная) разрешение на право пользования |
Счет 106 60 «Вложения в компетенция пользования нематериальными активами» |
Счет 111 60 «Полномочия пользования нематериальными активами» |
Еще раз подчеркнем: отчисление расходов, связанных с получением РИД, на материальный результат по счету 401 20 недопустимо – кончено указанные расходы должны «пройти» через дебет 106 00 и сформировать стоимость актива!
Обратите уход: мы акцентируем здесь внимание на условиях 2021 возраст, поскольку с 1 января 2022 года начнет биться новая специальная статья Гражданского кодекса, предусматривающая особливый порядок закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные близ выполнении государственного или муниципального контракта. Специальные порядок предусмотрены для:
- РИД, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности;
- РИД, созданных возле выполнении государственного или муниципального контракта по (по грибы) счет средств федерального, регионального или местного бюджета.
Вдобавок во втором случае исключительное право для результат интеллектуальной деятельности, созданный за расчет бюджетных средств, будет принадлежать соответственно Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию, в частности, если бы:
- РИД необходим для предоставления государственных/муниципальных услуг либо осуществления соответствующих функций;
- Бахиш в течение 12 месяцев с даты приемки работ в области такому контракту не предпринял действий до признанию за ним исключительного права держи РИД.
То есть со следующего годы вне зависимости от того, будет ли собственник исключительных прав на РИД определен в контракте али нет, они будут закреплены за громко-правовым образованием при соблюдении вышеперечисленных условий. В остальных случаях контрактом позволительно будет предусмотреть совместное с исполнителем владение исключительными правами.
Заметим, кое-что в указанных поправках в ГК РФ речь готов о направленных на создание НМА бюджетных средствах. В таком случае есть формально это финансирование, выделяемое получателям бюджетных средств — органам руководящие круги и казенным учреждениям. Субсидии же с точки зрения Бюджетного кодекса безграмотный являются бюджетными средствами. Поэтому пока остается открытым положение о расходах на создание НМА, произведенных бюджетными и автономными учреждениями следовать счет средств соответствующих субсидий: насколько правомерным пора и честь знать рассматривать их в качестве бюджетных средств в контексте новых норм ГК РФ. Сие тем более принципиально в связи с вступлением в силу в конце 2020 лета изменений в законодательство о науке и образовании. Согласно поправкам учреждения образования и науки смогут въедаться в уставный капитал хозяйственных обществ и партнерств, кампания которых заключается в практическом применении/внедрении результатов интеллектуальной деятельности.
Тем маловыгодный менее, пока новые нормы ГК РФ маловыгодный заработали в полную силу, для АУ и БУ больше всего безопасным, пожалуй, будет предусмотреть в контрактах получай создание РИД закрепление исключительных прав после собой и, соответственно, принять к учету вложения в НМА получай счете 106 0Х.
Еще один важный дни – регистрация результатов интеллектуальной деятельности и лицензионных договоров. ГК РФ предусмотрено, чего исключительное право на результат интеллектуальной деятельности неужели на средство индивидуализации признается и охраняется около условии их государственной регистрации. Перечень охраняемых РИД закреплен в ст. 1225 ГК РФ, и к ним относятся в томик числе программы для ЭВМ и базы данных. Хозяин исключительного права в течение срока действия исключительного полномочия на программу для ЭВМ или бери базу данных может по своему желанию зарегистрировать ее в Роспатенте. И в избежание возможных претензий на исключительные карт-бланш органа власти/ учреждения на такие актив, лучше все-таки это желание выразить и подать документы на регистрацию. А вот близ заключении лицензионного договора о предоставлении права использования программного продукта, государственная фиксирование не осуществляется.
В отношении иных объектов интеллектуальной собственности запросы ГК РФ отличаются. Поэтому для решения вопроса о необходимости регистрации исключительных прав и прав согласно лицензионным договорам целесообразно привлечь специалистов юридической службы органа полномочия/ учреждения.
Оцените статью:
Поделиться в соц. сетях:
Похожие записи:
- Опубликованы таблицы соответствий разделов и видов расходов КОСГУ
- Зри в корень: Евросоюз увеличил импорт удобрений из России на 70%
- РФ выдвинула экс-главу МИД Австрии в СД Роснефти в качестве независимого директора
- Alphabet A: доходы, прибыль побили прогнозы в Q3
- Как «поднять» на баланс имущество, учтенное за балансом: новый порядок учета с 2020 года
- На каких счетах учитывать земельные участки?
- Мишустин предложил переназначить Силуанова министром финансов РФ
- Пригорело: за сжигание травы фермеров оставят без субсидий
- Подготовлен проект KPI для Росздравнадзора
- Совет ЕЭК утвердил список молочной продукции для маркировки
Оставить комментарий